Больше всего я люблю труды Елены Рерих, которые дают именно такой широкий, глобальный взгляд на религии, на их происхождение, то есть связь человека с небом, на то, что такое небо, что такое путь человека. И кого человек будет больше почитать: Будду, Христа, Магомеда или Соломона, — это его личное дело. Это вообще не имеет значения.
Главное, чтобы человек мог с трепетом относиться к этим высоким обликам. Не отрицать существование одних и не превозносить других в ущерб этим. Потому что, каждый раз когда человек отрицает, например, Мухаммеда и превозносит Христа или делает наоборот, он оскорбляет всех тех, кто его любит. Зачем это делать? Тем более они все были великие и каждый на свой лад.
Поэтому давайте так — не просто вера, терпимость, а больше знания о том, что вообще происходило, как это было. И вот из этого знания рождается терпимость. Наносная терпимость, когда ты просто приказываешь себе терпеть, рано или поздно может привести к взрыву, религиозному фанатизму и религиозным конфликтам. А это вообще ужасно. Это регресс.
Я вам больше скажу, когда в какой-то религии наблюдался прилив свободы, например, мусульманство средних веков, то там наблюдался и расцвет науки. Когда в какой-то религии наблюдалось, наоборот, насаждение узких рамок и ограничений, как в 15−16 веке мусульманство, или средневековое христианство, там мы видим ужасы средневековья, полную деградацию мыслящего принципа.
Поэтому я вижу задачу нашей школы свободы дать человеку горизонты, возможности, более широкий взгляд, чтобы он никогда больше под узкие рамки не залазил. Потому что всё-таки свобода — это путь развития, а не деградации.