Официальный сайт

Дмитрий Раевский

Официальный сайт

Дмитрий Раевский

Дмитрий Раевский

Какой религии придерживаются ученики этой школы?

Разных. Мы вне религиозного формата. Эта школа свободы не религиозная школа, она не является атеистической школой. Здесь даётся много знаний, в том числе из области религиоведения. Мы изучаем путь Христа, Будды, Кришны, Мухаммеда, путь Платона. Тех великих людей, которые отметили важные вехи человечества. Но при этом мы не проводим ритуалов, не делаем всего, что связано с религией. Не требуем от людей религиозной веры вообще.

Дмитрий Раевский об отношении религии в школе

Многими знаниями необходимо обладать, чтобы проложить путь к свободе. Но на мой взгляд, религия всё-таки препятствует этому пути. Поэтому религией мы не занимаемся. Более того, если в нашу школу приходит человек, который влюбился в наш формат, но при этом он принадлежит какой-то религии, например, он мусульманин или яростный христианин, то я вижу нашей задачей, задачей школы, дать человеку более объёмный взгляд на историю происхождения его религии. Более глобальный взгляд на тот контекст, в котором эта религия происходила. Почему эти великие пророки так говорили? Что они делали? Что о них известно? То есть я стараюсь дать человеку знания, которые освободят его от узких рамок, раздвинут его границы, покажут новые горизонты. При этом, ни в коем случае, не разрушая любовь к этой религии, не разрушая любовь к этому великому реформатору, который стоял в основании этой религии.

О религиях

На мой взгляд, такие великие люди, как Моисей, Христос, Будда, Кришна, Мухаммед, Конфуций, Лао Цзы, Платон — это были великие учителя человечества, которые заложили то, что мы сейчас называем культурой мысли, культурой представления, культурой познания. Они все примерно равны в моём представлении. То есть я не превозношу одну личность над всеми другими.
И я не считаю, что какая-то религия лучше, а какая-то хуже. Их все надо знать, все надо понимать.

Мы живём в культурном контексте. Есть страны мусульманские, христианские, буддийские. И резко менять свою религию — это достаточно серьёзная трагедия для человека. Да и нужно ли?



Я всё-таки убеждён, что надо иметь более широкие взгляды на всё это. Если вы получаете успокоение в христианском храме — отлично, в мусульманском — замечательно. Если вам ближе медитации — хорошо!



Не надо человека куда-то тянуть, из одной религии в другую. Разрушать один храм, чтобы построить другой. А сможете ли вы его построить, этот храм в душе этого человека? Поэтому мы вне религиозного формата. Всё-таки у меня более научный взгляд на эти вещи.

Почему в религии важен прилив свободы?

Больше всего я люблю труды Елены Рерих, которые дают именно такой широкий, глобальный взгляд на религии, на их происхождение, то есть связь человека с небом, на то, что такое небо, что такое путь человека. И кого человек будет больше почитать: Будду, Христа, Магомеда или Соломона, — это его личное дело. Это вообще не имеет значения.



Главное, чтобы человек мог с трепетом относиться к этим высоким обликам. Не отрицать существование одних и не превозносить других в ущерб этим. Потому что, каждый раз когда человек отрицает, например, Мухаммеда и превозносит Христа или делает наоборот, он оскорбляет всех тех, кто его любит. Зачем это делать? Тем более они все были великие и каждый на свой лад.



Поэтому давайте так — не просто вера, терпимость, а больше знания о том, что вообще происходило, как это было. И вот из этого знания рождается терпимость. Наносная терпимость, когда ты просто приказываешь себе терпеть, рано или поздно может привести к взрыву, религиозному фанатизму и религиозным конфликтам. А это вообще ужасно. Это регресс.



Я вам больше скажу, когда в какой-то религии наблюдался прилив свободы, например, мусульманство средних веков, то там наблюдался и расцвет науки. Когда в какой-то религии наблюдалось, наоборот, насаждение узких рамок и ограничений, как в 15−16 веке мусульманство, или средневековое христианство, там мы видим ужасы средневековья, полную деградацию мыслящего принципа.


Поэтому я вижу задачу нашей школы свободы дать человеку горизонты, возможности, более широкий взгляд, чтобы он никогда больше под узкие рамки не залазил. Потому что всё-таки свобода — это путь развития, а не деградации.